Хочу всё знать
Домовед - Гостеприимство |
В воспитательной работе, справедливо говорил знаменитый А. С. Макаренко, нет «мелочей». Об этом полезно помнить, рассматривая вопрос о поведении детей за столом.
Вы пришли с детьми в гости к друзьям. Вас угощают. Дети садятся за стол вместе со взрослыми или иногда отдельно. В манере занимать места за столом (раньше взрослых, шумно, суетливо или спокойно, не беспокоя соседей), держать вилку и нож, подносить ко рту и разжевывать пищу (неторопливо, бесшумно или, наоборот, жадно и чавкая) ярко обнаруживается, хорошо или плохо воспитаны дети. Нередко неуменье детей культурно вести себя за столом выступает так отчетливо, что родителям становится неловко перед гостеприимными хозяевами, и они смущенно упрекают сына: «Что с тобой, Петя?» А между тем, дома Петя все время вел себя за столом так же или почти так, не встречая со стороны родителей упрека или указаний. Говоря в этой статье о том, как надо и как нельзя вести себя детям за столом, мы имеем в виду облик гражданина общества, высококультурного человека, у которого все поступки, движения, манеры, речь — это внешние проявления его внутренних хороших качеств, его нравственной культуры и морали. Каждый из предполагаемых ниже советов, как детям следует вести себя за столом, имеет значение не только в смысле гигиены и культуры приема пищи, но и более общее воспитательное значение. Неумение "культурно вести себя за столом почти всегда есть показатель общей распущенности, разгильдяйства, избалованности. Нередко эти недостатки начинают проявляться у детей младшего возраста именно во время еды, поэтому за поведением ребенка за столом надо следить самым тщательным образом. В каждой семье существует свой режим, в частности определенный распорядок приема пищи. Он зависит от времени работы взрослых, времени ухода в школу и прихода из школы каждого из детей (одни дети учатся в первую смену, другие — во вторую), от жилищных условий и т. п. Поэтому часы завтрака, обеда, ужина не только в разных семьях, но нередко и для детей разных возрастов в одной семье могут быть различны, однако во всех случаях они должны быть установлены целесообразно, строго определенно и точно соблюдаться детьми. Недопустимо есть наспех, на ходу — «Скорей, скорей, опаздываю в школу!» Едва ли нужно подробно объяснять, почему это правило должно строго соблюдаться: этого требуют и гигиена питания и педагогическая задача воспитания организованности, дисциплинированности. В выходные дни и во время отпуска родителей вся семья (за исключением, конечно, самых маленьких детей) должна собираться за столом для завтрака, обеда, чаепития. Когда вся семья собралась за столом, дети должны также сидеть каждый на своем месте. Недопустимо, когда взрослые тратят много усилий, чтобы собрать, наконец, всех детей (или даже посадить за стол одного ребенка, не приученного к строгому порядку). Следите, чтобы дети сидели за столом прямо, не разваливаясь на стуле, не облокачиваясь на стол. Класть локти на стол незачем, во-первых, потому, что это мешает соседям, и, во-вторых, потому, что молодым людям не нужны какие-то подпорки. Нередко дети, сидя за столом, егозят, вертятся, толкают соседей, толкают ногами даже сидящих напротив. Иногда эта чрезмерная подвижность происходит от общей повышенной нервозности ребенка, а нередко и потому, что он садится за стол, оторвавшись от шумной, подвижной игры. Следите, чтобы дети заканчивали игры за некоторое время до приема пищи, чтобы у них было время успокоиться. Занимать место за столом надо спокойно, без шума и грохота. Проверьте, вымыли ли дети, садясь за стол, руки. У некоторых детей имеется привычка, которую родители должны пресечь: держать левую руку под столом. Следите, чтобы кисти обеих рук были на столе. Опущенная под стол левая искривляет положение туловища; это вредно и некрасиво. Левая рука нужна во время еды: подносить ко рту хлеб, держать вилку, когда в правой — нож. Нельзя вскакивать с места, пока все сидящие за столом не кончили есть или пока, по окончании еды, дети не получили разрешения встать из-за стола. Правильно пользуйтесь ложкой, вилкой, ножом и другими принадлежностями столового прибора. Ребенок часто держит ложку, вилку, нож в кулаке. Это неуклюже, некрасиво и ограничивает правильное оперирование ими. С раннего детства приучайте ребенка правильно держать их. Очень часто дети вливают содержимое ложки в рот с ее узкого конца или же засовывают всю ложку в рот. Держать ложку нужно параллельно губам и, слегка наклонив один край ее ко рту, вливать в рот ее содержимое, не всасывая его со свистом и хлюпаньем. Нельзя брать своей ложкой, вилкой или ножом кушанье из общей миски, блюда или вазы. Если надо разрезать какое-либо кушанье, вилку следует держать в левой руке, придерживая ею кусок, от которого отрезается часть; нож — в правой. При этом не надо мясо или другое кушанье сразу нарезать на мелкие куски, так как оно быстро стынет. Отрезайте по небольшому кусочку по мере того, как съедаете его. Вилку держать не перпендикулярно к тарелке, а наклонно. Нельзя есть с ножа. Ведь, засовывая нож в рот и двигая им там, дети рискуют порезаться. Сотрапезникам очень неприятно глядеть, как их соседи суют нож себе в рот. Рыбу, котлеты, битки, вареные овощи и другие мелкие кушанья не надо резать ножом, достаточно легко вилкой отделять небольшие кусочки, в крайнем случае придерживая основной кусок корочкой хлеба (вилку при этом держать в правой руке). Бывшие уже в употреблении вилку, ложку, нож не класть на скатерть — она запачкается; их надо оставлять в тарелке. Иногда дети по окончании еды резко отодвигают или отталкивают от себя тарелку. Подумайте, какой беспорядок создался бы на столе, если бы так поступали все сотрапезники! Нередко дети за столом привередничают: «Этого не ем», «Того не хочу», а иногда не стесняются даже заявлять: «Фу, какое невкусное» (или даже «противное»). Конечно, у каждого свои вкусы. Одному больше нравятся одни кушанья, другому — другие. Однако надо приучать детей сдерживать свои суждения за столом о качестве поданных кушаний, в особенности в такой невежливой, отбивающей аппетит у соседей и обидной для хозяев форме. Отвращение к тому или другому кушанью, как болезненное явление (идиосинкразия), встречается очень редко. Обычно же детское «невкусно», «не буду есть» и т. п. — проявление избалованности, каприз, которому нельзя потакать. («Ах, не хочешь это, на вот другое».) |
Источник "Книга полезных советов"
Поведение вашего ребенка за столом часть 1
Вам нравится статья? Пусть прочтёт и Ваш друг:
Вернуться к анонсу статей - Гостеприимство |

