Текущее время:   20.11.2018  -  13:10:11
Главная Святые и чудотворцы Феодосий Печерский

Вы бы хотели посетить
 
Случайное фото
Вкл/Выкл Звук Смайлы Помощь
О полотенце: Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялось обычное полотенце, которое мы держим в руках каждое утро?
Чудо-ягода: По своей форме тыква напоминает арбуз, однако окрас ее отличается, он может быть, начиная от светло-желтого, а заканчивая зеленоватым оттенком. Обычно тыквы весят от четырех до девяти килограммов.
пенополистирол: Пенополистирол является основой термодома и давно используется в строительстве. Для него используется полистирол марки ПСВ-С, который не поддерживает горение. Кроме того в состав полистирола входят добавки которые придутся не по вкусу грызунам...
Мебель: «iSaloni» традиционно пользуется большой популярностью среди покупателей и по праву считается самым значимым событием в мире дизайна. На нее ежегодно съезжается огромное количество людей со всего мира.
Мебельщик: Весной этого года в 52й раз проходила крупнейшая в Европе выставка мебели «iSaloni» в Милане, также известная под названием «Salone del Mobile di Milano». «link»
Мебельщик: Пенополистирол является основой термодома «link» и давно используется в строительстве. Для него используется полистирол марки ПСВ-С, который не поддерживает горение.
Домовладение: Проекты домов многообразны. Бывают типовые и индивидуальные. В типовом проекте есть чертежи, пояснительные записки к ним и план работ. Индивидуальный дизайн проект разрабатывается с учетом пожеланий заказчика.
Домовладение: планирование загородного дома и создание проекта «link»
Новенькое: Некоторые педагоги и психологи придерживаются мнения, что «link» тихие дети это не совсем хорошо, как кажется на первый взгляд.
Новенькое: Речь пойдет о NVIDIA GeForce Titan – именно такое название, скорее всего, получит новая игровая «link» видеокарта
Новенькое: Айтишный гигант Lenovo «link» решил последовать за крупнейшим hardware-производителем ASUS и отказаться использовать операционную систему Windows RT.
Новенькое: У каждого водителя может случиться такая жизненная ситуация как ДТП «link» , но не все знаю что и как нужно делать в подобных ситуациях.
Новенькое: Если мягкая игрушка «link» меховая, то в воду можно добавить немножко уксуса.
Новенькое: «link» Чудесный город Эс-Сиб
Публикации: «link» Спецтехника в кредит – не проблема!
Публикации: «link» Бисер. Американское плетение
Публикации: Шиллер, Хансен и Фама получили Нобелевскую премию по экономике «link»
Новые публикаци: Эшшольция (полынок) – относится к семейству маковые. Эшшольция «link» – однолетнее растение со стержневым корнем.
Новые публикаци: У компании Lec появилось новое детище: небольшой, но, тем не менее, имеющий морозильную камеру «link» холодильник T5029
Новые публикаци: Если вы живете, где бывает снег, вероятнее, вы замечали и знаете, что такое ржавчина «link» на автомобиле.
Новые публикаци: Веерообразная пальметта «link» используется преимущественно для формирования карликовых деревьев с применением постоянных опор.
Публикации: Оригинальное мыло в виде мороженого «link» на палочке, которое можно сделать своими руками дома.
Публикации: В 19 веке Норвегия «link» перестала быть самостоятельной страной. Произошло это из-за унии, заключенной со шведами.
Публикации: Если у Вас проблемы со временем, но Вы все же хотите заниматься культуризмом «link» , то Вам следует сократить свой тренинг до трех ключевых упражнений.
Публикации: Задумайтесь, а зачем Вам «link» образование?
Публикации: Основные принципы формирования и обрезки груши такие же, как и яблони. При формировании кроны следует принимать во внимание, что у нее более выраженный центральный проводник.
Лобелия: Лобелия (семейство колокольчиковые) – однолетнее корневищное растение.
Лунница: Люнария (лунница) – принадлежит к семейству капустных. Это травянистое растение - двухлетнее. Стебель у лунницы достигает высоты порядка семидесяти сантиметров, прямостоячий.
Взаимоотношения: Выбор обручальных колец для молодоженов это очень важный вопрос. Как правило, влюбленная пара выбирают вместе обручальные кольца.
Новости: Исследования, проводившиеся в Ливерпуле, «link» показали, что при изготовлении сложных инструментов...
Новости: :-( :-| :)
историк : Одними из впечатляющих памятников русского литейного искусства восемнадцатого века по праву наряду с «Царь-пушкой» признан и знаменитый на весь мир «link» «Царь-колокол».
Строитель: Сегодня доступность для всех членов общества и возможность экономии энергетических ресурсов «link»
Строитель: (а значит, и денежных средств) в процессе эксплуатации является обязательным условием любого значимого объекта.
Детсад: Ветрянка в детском саду «link» - обычное явление и частое. Вирус быстро распространяется, а прививки против него нет.

Пожалуйста, авторизируйтесь.

Изучаем мир - Святые и чудотворцы

Святые и чудотворцы. Феодосий Печерский

«Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно ка­нонизованным Русской Церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославле­нии свв. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ра­нее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря», — писал Г. П. Федотов. И это, разумеется, не могло быть случайностью. Именно в лице святого Феодосия Пе- черского древняя Русь нашла свой идеал святости. «Преподобный Феодосий — отец русского монашества. Все русские иноки — дети его, носящие на себе его фамильные черты. Впоследствии в русском иночестве возникнут новые направления духовной жиз­ни, но никогда образ св. Феодосия не потускнеет».

Биография преподобного известна нам достаточно полно — прежде всего, благодаря его Житию, написанному в конце XI или в начале XII века печерским иноком Нестором на основании рассказов людей, лично знавших игумена. Житие Феодосия по­лучило широчайшее распространение в древнерусской книжности и стало об­разцом для составления житий последу­ющих русских подвижников.
Святые и чудотворцы. Феодосий Печерский

Родился Феодосий в первой полови­не XI века в городе Василеве, близ Ки­ева, в богатой семье привилегирован­ного княжеского слуги. Вскоре после его рождения семья переехала в Курск, где и протекали детские годы будущего великого подвижника.
Когда отроку исполнилось тринадцать лет, отец умер; дом пове­ла мать, женщина сильная и властная, обладавшая мужским ха­рактером и мужскими повадками. («Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и подумает, что это мужчи­на», — замечает Нестор.) Она горячо любила сына, желая ви­деть его продолжателем отцовских занятий; но сколько натерпел­ся от нее Феодосий, избравший иной путь — служения Богу и отрешения от мира; сколько упреков, а то и жестоких побоев пришлось ему снести!
Нестор в Житии святого подробно описы­вает тяготы и лишения, которым предавался юноша: он избегал детских игр и веселья, проводил все время в молитвах, носил на теле железные вериги, работал наравне с последними из своих слуг, отказывался от дорогих одежд, облачаясь в рубище. Узнав, что в церкви, которую он посещал, часто не бывает литургии, ибо некому печь просфоры, Феодосии решает сам заняться этим делом. В течение нескольких лет он своими руками выпекал про­сфоры, а всю выручку, полученную от их продажи, раздавал ни­щим. И поступал так, несмотря на насмешки сверстников и зап­реты матери.

Не однажды Феодосий пытался бежать из родительского дома, но всякий раз мать силой возвращала его обратно. Наконец, вос­пользовавшись тем, что мать задержалась на несколько дней в некоем своем селе, Феодосий покинул дом и отправился в Киев. Ему сопутствовала удача: следуя за караваном купцов, он доб­рался до Киева, не сбившись с пути и избежав погони.

Феодосий обошел все киевские монастыри, но его не приня­ли ни в один из них из-за видимой бедности и «худости риз». И лишь придя в убогую пещерку Антония, Феодосий не встретил отказа. Другой насельник пещеры, Никон (будущий печерский игумен), постриг его в иноческий чин.

Это было самое начало Печерской обители. Феодосий принял­ся с рвением исполнять все монастырские послушания, не чура­ясь никакой работы и находя все новые и новые пути смирения духа. Нестор рассказывает о монашеских подвигах святого: он пи­тался лишь хлебом (иногда овощами) с водой, никогда не спал лежа, но лишь сидя, не омывал тело водою.
После ухода первого печерского игумена Варлаама в основанный князем Изяславом Ярославичем Дмитровский монастырь (это было, по-видимому, незадолго до 1062 года) братия избрала его игуменом. Более две­надцати лет Феодосий руководил обителью, и за эти годы к мо­настырю пришла общерусская слава.

При Феодосии монастырь «вышел» из пещер на поверх­ность — и в прямом, и в переносном смысле. Помимо малень­кой церковки были поставлены келии, ограда. В 1062 году братия переселились в них из пещер. Число иноков значительно возрос­ло—с двенадцати или пятнадцати до ста человек. Началось стро­ительство «великой» (так называют ее источники) Печерской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, завершенной уже при преемниках Феодосия. По указанию игумена из Констан­тинополя в Киев был привезен т. н. Студийский устав, учреждав­ший общежительную форму организации монастыря. Из Печерс­кой обители этот устав впоследствии разошелся по другим мона­стырям древней Руси. «Оттого и почитается монастырь Печерский старейшим среди всех монастырей», — пишет автор летопис­ного Сказания о начале монастыря.

Став игуменом, Феодосий не изменяет себе. По-прежнему он берется за любую, самую трудную работу: выпекает хлебы, носит воду, прядет шерсть. Как-то, рассказывает Нестор, келарь пожа­ловался ему, что некому наколоть дров для приготовления пищи:
«Прикажи, отче, чтобы кто-либо из свободных братий пошел и наколол дров, сколько требуется». «Вот, я свободен», — отвечал преподобный; он тут же взял топор и отправился колоть дрова. И так случалось не однажды. На работу он приходил прежде дру­гих, первым являлся в церковь на службу и последним выходил из нее, во всем являясь примером для братий. Одежда его была ветхой; как и в юности, преподобный избегал богатых риз.
Не­стор в Житии святого рассказывает о таком случае. Однажды Фе­одосий отправился по какому-то делу к князю Изяславу Ярославичу, пребывавшему тогда в своем загородном селе, довольно далеко от города. Беседа их затянулась до позднего вечера. И князь, чтобы преподобный смог отдохнуть, приказал отвезти его до монастыря на телеге. И вот, уже в пути, возница, видя, как бедно он одет, и решив, что перед ним простой монах, обратил­ся к нему с такими словами: «Черноризец! Ты всякий день без дела, а я устал. Сделаем так: ты садись на лошадь и правь ею, а я посплю в телеге». Блаженный Феодосий смиренно сошел с по­возки и сел на коня, и так продолжили они свой путь. Когда рас­свело, им начали попадаться вельможи и бояре, ехавшие к кня­зю; еще издали узнав Феодосия, они кланялись ему. Игумен раз­будил возницу: «Чадо, уже рассвело; садись на своего коня». Видя, как встречные вельможи кланяются его спутнику, отрок пришел в ужас; он поспешно сел на коня, и они продолжили путь. Так они доехали до монастыря. Братия вышла навстречу игу­мену и в пояс поклонилась ему. Отрок же тот испугался еще боль­ше, а Феодосий, взяв его за руку, ввел в трапезную, велел до­сыта накормить, дал ему денег и отпустил.

Игумен усердно поучал братию, наставляя своих учеников в монашеских добродетелях. Он имел обычай каждую ночь обхо­дить келии братий, рассказывает Нестор; таким образом он ста­рался узнать степень усердия каждого брата. Когда, подойдя к ке­лии, он слышал молитву инока, преподобный радовался душой и славил Бога. Если же, вместо молитвы, он слышал разговор двух или трех сошедшихся для беседы иноков, игумен тихонько ударял рукой в двери, давая знать о своем присутствии, и уда­лялся с сокрушенным сердцем. Наутро он призывал к себе провинившихся и, не обличая их прямо, притчами и намеками вы­зывал на раскаяние. Искренний брат, скоро осознав свою вину, падал ниц перед игуменом и просил прощения. Иные же, ожес­точенные сердцем, думали, что речь идет о других, и не призна­вались в своем проступке, пока блаженный прямо не обличал его и не налагал на него епитимию (церковное наказание).

Игумен поучал своих учеников в нестяжании и призывал их не думать о богатствах мира сего. Он часто обходил келии и если находил у кого из братий что-либо не предписанное уставом — одежду или какую-то пищу, то изымал это и бросал в печь, го­воря так: «Не следует, братия, нам, монахам, отвергшим все мирское, держать имущество в кельях своих. Как же можем мы тогда с чистым сердцем обращаться к Богу?» Игумен призывал братий не печься о завтрашнем дне и всецело надеяться на ми­лость Божию. Нестор в Житии святого приводит множество при­меров того, как преподобный повелевал раздать последнее, что было в монастыре, и чудесным образом закрома наполнялись вновь: то кто-то из княжеских слуг, то какой-то неведомый бла­годетель привозил в монастырь хлеб, вино или деньги именно в тот день, когда эконом уже отчаивался приготовить обед или най­ти вино для литургии. Складывается впечатление, писал Г. П. Фе­дотов, «что Печерская обитель существует милостыней мира, и приток этой милостыни не оскудевает, пока излучается живая святость». Впрочем, уже при Феодосии монастырю принадлежа­ли значительные богатства, в том числе и села с монастырскими работниками.

При этом игумен никогда и ни с кем не бывал гневлив. Он поучал братию со смирением, ко всем был милосерд и жалост­лив. Так рассказывает Житие святого. До нас дошло несколько поучений, с которыми преподобный обращался к братии. Эти по­учения характеризуют их автора как незаурядного писателя и проповедника. Свидетельствуют они также о неустанной заботе игумена об усвоении и исполнении монастырского устава, о со­блюдении церковного благочиния и нравственном воспитании иноков.

Нестор рассказывает еще о таком случае, ярко характеризую­щем монастырские порядки и образ действий святого. Так как в полуденные часы братия отдыхали для ночных молитв и утрен­ней службы, Феодосий повелел привратнику, чтобы тот после обеда не отворял никому ворота и не впускал никого в монас­тырь до самой вечерни. Однажды в монастырь для беседы с пре­подобным пришел князь Изяслав; случилось же это как раз в по­луденное время. Подойдя к воротам, князь приказал открыть их. Привратник же отвечал, что ему не велено открывать никому, даже и самому князю. «Так это я, князь, неужели ты даже мне не откроешь?!» — последовал ответ. Узнав князя, привратник испу­гался и побежал к игумену; Изяслав же все то время в ожидании стоял перед воротами. Игумен тотчас вышел и впустил князя; 
Они вошли в церковь и, помолившись, стали беседовать. «И с того дня, — рассказывает Нестор, — князь еще более полюбил его и почитал его, словно одного из святых отцов древности».

Итак, Феодосий изменил не только внутреннюю жизнь мона­стыря, но и совершенно по-новому поставил роль монастыря в русском обществе. Теперь это была уже не затерянная в чащобе обитель иноков, спасавших себя от шумного и греховного мира. Сюда приходили за молитвой и благословением самые разные люди — от малых и до великих мира сего, видевшие в иноках и своих молитвенников перед Богом, и заступников в житейских делах. И монастырь старался помочь всем. В нем строится особый «двор» для нищих и больных (богадельня), подается щедрая ми­лостыня. Феодосий не оставляет своей заботой и власть предер­жащих. Принимая от них дары, игумен, в свою очередь, поучает их в Священном писании, внушает христианские нормы поведе­ния, призывает к строгости и аскетизму. (Так, однажды Феодо­сий пришел в княжеские палаты к князю Святославу Ярославичу и застал там множество музыкантов, которые играли и весе­лились, как это обычно бывает у князей. Преподобный сел ря­дом с князем и, опустив очи долу, спросил его тихо: «А так ли будет на том свете?» И велел Святослав прекратить музыку и с тех пор, когда приходил к нему Феодосий, запрещал музыкан­там играть, рассказывает Нестор.) До нас дошло два послания Феодосия к князю Изяславу Ярославичу. Одно из них содержит резкое обличение «латинства», то есть католичества. Игумен пре­достерегает даже от общения с латинянами и особенно от вступ­ления с ними в брак — и это при том, что адресат его, князь Изяслав, был женат на дочери польского князя Болеслава Сме­лого и довольно тесно сотрудничал со своим тестем.

Феодосий вмешивается и в политические дела и порой навя­зывает свою волю даже князьям. Так, в 1073 году в Киеве про­изошел острый политический кризис. Князья Святослав и Всево­лод Ярославичи изгнали своего брата Изяслава. Печерский игу­мен немедленно осудил инициатора этого изгнания князя Свя­тослава и направил ему обличительное послание, выдержанное в самых резких тонах. (Послание не сохранилось до нашего вре­мени, но о нем пишет Нестор в Житии святого.) Разгневанный Святослав хотел было расправиться с игуменом, но конфликт все же удалось уладить, и примирение состоялось. Возможно, резуль­татом своеобразного компромисса стала передача Святославом земель для дальнейшего расширения монастыря. Как прежде Изяслав, Святослав стал постоянным собеседником Феодосия. Именно ему (а не киевскому митрополиту) поручает игумен пе­ред смертью заботу о монастыре.

О кончине преподобного летопись и Житие рассказывают так. Имел Феодосий такой обычай: когда наступало время Великого поста, он поучал братию о том, как надлежит проводить время постное в молитвах и воздержании, а сам покидал монастырь и, взяв с собою немного хлебцев, затворялся в пещере. Здесь препо­добный проводил весь сорокадневный пост в посте, молитвах и строгом воздержании, даже не разговаривая ни с кем; только если у кого было к нему какое-нибудь неотложное дело, тот мог побеседовать с преподобным через малое оконце, и то лишь в , субботу и воскресенье. Когда же заканчивался пост, накануне Вербного воскресенья, игумен возвращался в свою обитель и, проведя с братией дни Страстной недели, светло праздновал Святую Пасху. И вот однажды, по обычаю отпраздновав светлый день Воскресения Христова, преподобный впал в болезнь. По прошествии нескольких дней он приказал вынести себя во двор и собрать братию и объявил им так: «Вот, братия мои, открыл мне Господь во время поста, когда я пребывал в пещере, что пришло мне время уйти от света сего». Братия избрали преемни­ком Феодосия его ученика Стефана. И вновь собрал преподоб­ный братию и обратился к ним с такими словами: «Вот, обещаю вам, братия и отцы, что хотя телом и отхожу от вас, но душою всегда останусь с вами. И знайте: если кто-либо из вас умрет здесь, в монастыре, или будет отослан куда-нибудь игуменом, то, если даже и согрешит в чем, все равно буду я за того отвечать перед Богом. И так вы узнаете о дерзновении моем перед Богом: если увидите, что процветает монастырь наш, — знайте, что я возле Владыки небесного; если же когда увидите оскудение мо­настыря и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога».

Кончина преподобного случилась 3 мая 1074 года. Феодосий завещал похоронить себя в той пещере, в которой он по обычаю проводил дни Великого поста, без всякого скопления народа. Ве­роятно, его прославление как святого началось в монастыре по­чти сразу же после смерти. В 1091 году состоялось перезахороне­ние мощей: они были перенесены из пещеры в главный храм мо­настыря: церковь Успения Пресвятой Богородицы. А в 1108 году, по инициативе князя Святополка Изяславича, было установлено общецерковное празднование святому.

После кончины Феодосия нравы в монастыре во многом из­менились. Далеко не всегда соблюдались заветы святого относи­тельно нестяжания, общего жития, послушания игумену. Тем не менее высокий авторитет монастыря в русском обществе сохра­нился и даже укрепился. По-прежнему множество иноков про­славляли его своими подвигами. Из стен обители вышли многие русские епископы. По свидетельству владимирского епископа Симона (20-е годы XIII века), в его время таковых насчитыва­лось уже около пятидесяти человек.

Для всех последующих поколений русских подвижников пре­подобный Феодосий явился воплощенным образцом иноческой жизни. Вместе со своим учителем, преподобным Антонием, он по праву считается «отцом русского монашества».

Церковная память преподобного Феодосия празднуется 3 (16) мая (в день преставления) и 14 (27) августа (в день перене­сения мощей).

Источник "Житие Феодосия Печерского. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1." Изд-во.: Спб., 1997;


 

Оставьте отзыв о прочитанной статье:

Феодосий Печерский


Вам нравится статья? Пусть прочтёт и Ваш друг:

Вернуться к анонсу статей - Святые и чудотворцы


Интересуетесь? Почитайте и эти статьи...

Авраамий Ростовский-ò-Антоний Печерский-ò-Леонтий Ростовский-ò-Евфросиния Полоцкая-ò-Иоанн Новгородский-ò-Василий Блаженный-ò-

 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Главная Святые и чудотворцы Феодосий Печерский
   В строгой семье не бывает непослушных рабов, а вот у любящей матери бывают строптивые дети. (Хань Фэй)

Сайт для любознательных - vmirezagadok.ru - Хочу всё знать - Сopyright © 2011 г.      автор: Navet       Правила

Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR vmirezagadok.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта - vmirezagadok.ru Crazymama. Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU