Текущее время:   24.09.2017  -  18:09:38
Главная Святые и чудотворцы Сергий и Герман Валаамские

Вы бы хотели посетить
 
Случайное фото
Вкл/Выкл Звук Смайлы Помощь
Чудо-ягода: По своей форме тыква напоминает арбуз, однако окрас ее отличается, он может быть, начиная от светло-желтого, а заканчивая зеленоватым оттенком. Обычно тыквы весят от четырех до девяти килограммов.
пенополистирол: Пенополистирол является основой термодома и давно используется в строительстве. Для него используется полистирол марки ПСВ-С, который не поддерживает горение. Кроме того в состав полистирола входят добавки которые придутся не по вкусу грызунам...
Мебель: «iSaloni» традиционно пользуется большой популярностью среди покупателей и по праву считается самым значимым событием в мире дизайна. На нее ежегодно съезжается огромное количество людей со всего мира.
Мебельщик: Весной этого года в 52й раз проходила крупнейшая в Европе выставка мебели «iSaloni» в Милане, также известная под названием «Salone del Mobile di Milano». «link»
Мебельщик: Пенополистирол является основой термодома «link» и давно используется в строительстве. Для него используется полистирол марки ПСВ-С, который не поддерживает горение.
Домовладение: Проекты домов многообразны. Бывают типовые и индивидуальные. В типовом проекте есть чертежи, пояснительные записки к ним и план работ. Индивидуальный дизайн проект разрабатывается с учетом пожеланий заказчика.
Домовладение: планирование загородного дома и создание проекта «link»
Новенькое: Некоторые педагоги и психологи придерживаются мнения, что «link» тихие дети это не совсем хорошо, как кажется на первый взгляд.
Новенькое: Речь пойдет о NVIDIA GeForce Titan – именно такое название, скорее всего, получит новая игровая «link» видеокарта
Новенькое: Айтишный гигант Lenovo «link» решил последовать за крупнейшим hardware-производителем ASUS и отказаться использовать операционную систему Windows RT.
Новенькое: У каждого водителя может случиться такая жизненная ситуация как ДТП «link» , но не все знаю что и как нужно делать в подобных ситуациях.
Новенькое: Если мягкая игрушка «link» меховая, то в воду можно добавить немножко уксуса.
Новенькое: «link» Чудесный город Эс-Сиб
Публикации: «link» Спецтехника в кредит – не проблема!
Публикации: «link» Бисер. Американское плетение
Публикации: Шиллер, Хансен и Фама получили Нобелевскую премию по экономике «link»
Новые публикаци: Эшшольция (полынок) – относится к семейству маковые. Эшшольция «link» – однолетнее растение со стержневым корнем.
Новые публикаци: У компании Lec появилось новое детище: небольшой, но, тем не менее, имеющий морозильную камеру «link» холодильник T5029
Новые публикаци: Если вы живете, где бывает снег, вероятнее, вы замечали и знаете, что такое ржавчина «link» на автомобиле.
Новые публикаци: Веерообразная пальметта «link» используется преимущественно для формирования карликовых деревьев с применением постоянных опор.
Публикации: Оригинальное мыло в виде мороженого «link» на палочке, которое можно сделать своими руками дома.
Публикации: В 19 веке Норвегия «link» перестала быть самостоятельной страной. Произошло это из-за унии, заключенной со шведами.
Публикации: Если у Вас проблемы со временем, но Вы все же хотите заниматься культуризмом «link» , то Вам следует сократить свой тренинг до трех ключевых упражнений.
Публикации: Задумайтесь, а зачем Вам «link» образование?
Публикации: Основные принципы формирования и обрезки груши такие же, как и яблони. При формировании кроны следует принимать во внимание, что у нее более выраженный центральный проводник.
Лобелия: Лобелия (семейство колокольчиковые) – однолетнее корневищное растение.
Лунница: Люнария (лунница) – принадлежит к семейству капустных. Это травянистое растение - двухлетнее. Стебель у лунницы достигает высоты порядка семидесяти сантиметров, прямостоячий.
Взаимоотношения: Выбор обручальных колец для молодоженов это очень важный вопрос. Как правило, влюбленная пара выбирают вместе обручальные кольца.
Новости: Исследования, проводившиеся в Ливерпуле, «link» показали, что при изготовлении сложных инструментов...
Новости: :-( :-| :)
историк : Одними из впечатляющих памятников русского литейного искусства восемнадцатого века по праву наряду с «Царь-пушкой» признан и знаменитый на весь мир «link» «Царь-колокол».
Строитель: Сегодня доступность для всех членов общества и возможность экономии энергетических ресурсов «link»
Строитель: (а значит, и денежных средств) в процессе эксплуатации является обязательным условием любого значимого объекта.
Детсад: Ветрянка в детском саду «link» - обычное явление и частое. Вирус быстро распространяется, а прививки против него нет.
Ольга: • Уборка офисных помещений
• Уборка производственных помещений
• Уборка торговых помещений
• Уборка подъездов
• Уборка общественных мест
• Уборка павильонов для остановки общественного транспорта
• Уборка квартир и коттеджей
8-966-061-10-50

Пожалуйста, авторизируйтесь.

Изучаем мир - Святые и чудотворцы

Святые и чудотворцы. Сергий и Герман Валаамские

О жизни преподобных Сергия и Германа, основателей знаменитого Валаамского монастыря (на одном из островов Ладожского озера), нам известно чрезвычайно мало. Историки спорили и спорят о времени их жизни (и, следовательно, о времени основания Валаамской обители), причем датировки — и это кажется совершенно невероятным — колеблются в пределах едва ли не полутора тысячелетий. Монастырское предание, согласно которому начало обители связано с проповедью в Новгородских пределах святого апостола Андрея (I век нашей эры), а преподобный Сергий является его прямым учеником, ныне вряд ли может быть воспринято всерьез. Но и поныне начало монастыря возводят то к временам святой княгини Ольги (IX век), то к временам Крещения Руси Владимиром Святым (X век),

к XII, а то и к XIV веку или даже к концу XIV — началу XV века. Не сохранилось и Житие преподобных Сергия и Германа (скорее всего, оно никогда и не существовало), а отдельные фрагментарные упоминания о первоначальниках, Валаамской обители, встречаются исключительно в поздних источниках (самое раннее XVI века)..

Некоторая ясность относительно времени жизни прославленных русских святых появилась совсем недавно — а именно после обнаружения в рукописи XVI века особого Сказания о Валаамском монастыре. Сказание это имеет следующее весьма пространное название: «Сказание кратко о создании пречестныя обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме. И отчасти повесть о преподобных святых отец, тоя же обители начальник Сергия и Германа, и о принесении святых мощей их». Сказание подтверждает наиболее позднюю из предлагавшихся ранее датировок основания обители.
Святые и чудотворцы. Сергий и Герман Валаамские

Согласно Сказанию, в конце XIV века из Великого Новгорода на озеро Нево (Ладожское) пришли двое «неких святоученых священноиноков»: одного из них звали Ефрем, другого — Сергий; с ними было еще несколько человек. (Позднейшие источники называют Сергия Валаамского греком, но вряд ли это известие достоверно.) «Устремившись на подвиг», пишет автор Сказания, старцы приплыли к острову Валаам, намереваясь, вероятно, начать здесь монашеское житие; однако остров этот был уже занят «корелой», то есть карелами. «Великий же этот остров Валаам, — восторженно описывает его агиограф XVI века, — сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и высоким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет бесчисленные. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят вокруг наседки — так сотворены эти малые островки около большого острова, весьма прекрасные и чудесные, состоящие из одного камня; одни из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие». Один из этих небольших островков с восточной стороны от Валаама, получивший впоследствии название Святого острова, или острова Александра Свирского, иноки и выбрали для своего поселения. Остров же этот «прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою более 50 сажен, искусно и предивно сотворен Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная». (Позднейшее монастырское предание связывало эту пещеру с именем преподобного Александра Свирского, подвижника XVI века.) Братия водрузили на острове крест, поставили церковь во имя Преображения Господня и начали жить в трудах и молитвах. Для своих нужд на других малых островах они развели огороды. «Живущая же на большом острове чудь сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости».

Вскоре старец Ефрем покинул остров и переселился на озеро Ильмень, где основал Перекомский монастырь. (Об основании Перекомского монастыря Новгородская летопись сообщает под 1407 годом. Преподобный Ефрем Перекомский был причтен Церковью к лику святых. Сохранилось его Житие, однако оно датирует основание Перекомской обители серединой XV века; вот и еще одна необъяснимая загадка наших древних источников.) Ко времени его ухода число иноков Валаамской обители заметно возросло; Святой остров оказался для них тесен, и преподобный Сергий отправился в Новгород, к архиепископу Иоанну II, который занимал новгородскую архиепископскую кафедру с 1388-го по 1415 год. Он должен был, во-первых, получить благословение архиепископа на открытие в Новгородской епархии нового монастыря, а во-вторых, заручиться поддержкой гражданских властей для переселения братии на большой остров и изгнания оттуда язычников карел. Обе задачи были успешно выполнены. «Правители же города, прилежно повинуясь словам архиепископа, быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными посланниками».

Для выселения с острова «корелы» потребовалось применение военной силы. Язычники не хотели уступать, и на острове развернулись настоящие сражения с жертвами с обеих сторон. «Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены — рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались».

Преподобный Сергий выбрал место для строительства обители — «весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань». По благословению архиепископа Иоанна была построена церковь во имя Спаса Преображения — «большая и весьма красивая и высокая», с приделами во имя Иоанна Богослова и Николы Чудотворца, а затем и другая церковь, во имя Рождества Господа, с трапезной, — «весьма чудная и преславная». Монастырь оградили стенами, так что Спасо-Преображенская церковь оказалась в самом центре обители, «на равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя куща между полками Израилевыми, отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты».

Точный год основания монастыря в Сказании не обозначен. Отмечено лишь, что это произошло при архиепископстве Иоанна II, то есть не ранее 1388 и не позднее 1415 года. (Вероятно, создатель Сказания имел в своем распоряжении грамоту новгородского владыки, не имеющую даты, но подписанную самим Иоанном.) На основании некоторых соображений косвенного порядка исследователи предлагают две наиболее вероятных даты начала обители — 1389 или 1399 год. (В поздних источниках встречаются еще две даты: 1329 год как год начала жительства старца Сергия на Валаамском острове, и 1399 год как память «преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа на Валамском острове».) Известно также, что преподобного Сергия связывала тесная дружба с другим великим русским подвижником — преподобным Арсением Коневским, основателем монастыря Рождества Богородицы на острове Коневец на Ладожском озере. (Основание Коневского монастыря датируется летописью 1398 годом.)

Сказание о начале Валаамского монастыря излагает основные положения устава, введенного в обители преподобным Сергием.

Это общежительный устав, предусматривающий полное равенство иноков во всем и осуждающий всяческие «стяжания». Сергий предписывал инокам «лишь самое необходимое на потребу человеческого естества иметь в монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать, подобно лихоимцам; еду есть самую простую — какую подаст Бог, а сложные хитроумные блюда, с ухищрениями приготовленные, — такие вовсе запретил, даже когда сделает Господь то место зажиточным. И повелел никогда не пить медовых и разных пьянящих напитков, а только необходимейший квас — и для своих, и для приходящих. Работа же для всех общая, также и равенство в трапезе, и одежда всем равная — от последних до первых по званию». Преподобный игумен также «совершенно запретил просить у постригаемых больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою желает приобрести ангельскую святую жизнь — хоть бы и из простых людей был». Так были заложены основы процветания знаменитейшего из северных русских монастырей.

Дальнейшая судьба преподобного Сергия сложилась, однако, драматически. В обители возник конфликт между игуменом и братией. «Творец греха — лукавый дьявол, — сообщает автор Сказания, — находит некоторых из иноков, разумом некрепких, и подбивает их на вражду со святым и великим игуменом Сергием». Преподобный, не вступая в споры с братией и возложив упование на Бога, отказывается от игуменского сана и удаляется из монастыря. Первоначально он поселился в некоем пустынном месте на том же острове, где стал вести уединенную молитвеную жизнь. Но, по-видимому, братию это не устроило; в результате начавшейся на острове «второй брани» (по выражению автора Сказания) «принуждением и бесчестием» преподобный вынужден был покинуть Валаам и удалиться в Новгород. Здесь Сергий поселился в монастыре Иоанна Богослова (что это за монастырь, в точности неизвестно), где занимался переписывание книг. «И было его трудолюбивое писание весьма хорошим из хранящейся в нем глубины божественной философии, — отмечал книжник XVI века. — И до сих пор написанные им книги в том монастыре хранятся, и называют их «Сергиев перевод»». Богословском монастыре преподобный Сергий прожил несколько лет и, достигнув маститой старости, отошел к Господу. Тело его было похоронено в том же монастыре, у церковных стен. Рассказывали, что позже на церковной стене было искусно написано красками изображение преподобного Сергия, а в ногах у гроба вырос огромный тополь.

Преемником Сергия стал священноинок Герман, второй игумен Валаамского монастыря. Автор Сказания пишет о нем, он «во всех первых трудах был вместе с преподобным Сергием. Однако какие-либо подробности о его жизни совершенно стерлись из памяти потомков, и потому агиограф ограничиваете лишь самыми общими фразами: «Тот великий Герман прилежи пас порученное ему Христово стадо духовных овец и жил непорочной жизнью, насколько позволяет телесное несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах, при своей пастве в созданном ими монастыре; тут же и погребен был. Спустя приблизительно сто лет после основания монастыря, то есть в конце XV века, в обители случился страшный пожар, не пощадивший ни церкви, ни прочие монастырские строения, не имущество монастыря; гробница преподобного Германа, однако, уцелела. После этого ее перенесли в церковь, где она пребывала на одном месте более сорока лет, до торжественного пере несения мощей преподобного Сергия, основателя обители, и Новгорода на Валаам.

Это перенесение мощей явилось значительным событием в истории Валаамского монастыря и особенно в истории почитания его святых основателей. Валаамский игумен Пимен обратился с просьбой о перенесении мощей преподобного Сергия из Великого Новгорода на Валаам к архиепископу новгородскому Феодосию (1542—1550). Тот, в свою очередь, отправил игумена в Москву, к святителю Макарию. «Тот же великий и чудесный добродетелями муж понял своим духом: не сам по себе игумен осмелился на такую вещь, но поощряемый святым преподобным Сергием. По совету светлейшего христоименитого царя Иоанна тот преосвященный митрополит пишет архиепископу соборное писание, чтобы отпустить мощи преподобного — с честью, которой они достойны, — в созданную им обитель». Из Новгорода мощи проследовали в «насаде» (корабле) по Волхову и далее в Ладожское озеро, по пути игумен Пимен посетил со святыней Коневецкий монастырь, основанный преподобным Арсением, другом и собеседником преподобного Сергия. На Валааме же святые мощи были положены в Спасо-Преображенской церкви, за алтарем; вместе с ними положены были и мощи преподобного Германа. Это произошло 11 сентября, однако точный год перенесения мощей неизвестен.

К тому времени Валаамская обитель становится одной из самых значительных на севере России. В невероятно сложных условиях, на каменистой, совершенно не приспособленной для возделывания земле, иноки развивают образцовое монастырское хозяйство, выращивают хлеб, другие продукты земледелия, занимаются рыболовным промыслом. В неукоснительной строгости соблюдается устав, завещанный обители преподобным Сергием. Иноки Валаамского монастыря стали основателями многих прославленных северорусских обителей. Так, именно из Валаама вышел преподобный Зосима Соловецкий. Валаамскими постриженниками были и преподобный Александр Свирский, основатель знаменитого Троицкого монастыря на реке Свири, и Савва, основатель менее известного Троицкого Сенного монастыря (на одном из островов Ладожского озера).

Последующая судьба Валаамского монастыря оказалась драматичной, во многом даже трагической. Дважды монастырь подвергался полному разорению и надолго запустевал — в первый раз после шведского разорения 1611 года, в Смутное время по заключенному в 1617 году Столбовскому миру, территория Карельского уезда перешла Швеции; монастырь был полностью уничтожен, а братия перебралась в Васильевский монастырь под Ладогой. Возрождение монастыря началось лишь в 1718 году, после победоносной для России Северной войны, а во второй раз в 1940 году, после того как территория Ладожского озера, входившая прежде в состав Финляндии, перешла Советскому Союзу, монастырь вновь был полностью разорен, а иноки переселились вглубь Финляндии, где возник существующий и поныне Ново-Валаамский монастырь. В 1989 году Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был возрожден вновь.

Преподобные основатели Валаамской обители прославились как великие чудотворцы. «Многие же замечательные чудеса показал Бог через Своих угодников Сергия и Германа», — писал автор Сказания о начале Валаамского монастыря в XVI веке. В своем сочинении он привел лишь малую толику этих чудес (о явлении преподобных валаамским инокам и местным жителям, об исцелении некоего рыбака, о защите преподобными иноков от клеветы), ибо «у всех на слуху сотворенные ими ранее великие чудеса, но также и ныне неоскудно являют свои чудеса всем, с верою их призывающим, и над ними свои преславные чудеса творят».

Местное почитание святых Сергия и Германа Валаамских (по-видимому, только в пределах Карельского уезда) было установлено после перенесения их мощей в середине XVI века. Что же касается общецерковного прославления, то оно произошло значительно позже, лишь в 1819 году память преподобных была внесена в общерусские месяцесловы.

Церковь празднует память преподобных Сергия и Германа Валаамских 28 июня (11 июля) и 11 (24) сентября.

Источник "Сказание о Валаамском монастыре" - Изд-во.: СПб., 1996г.


 

Оставьте отзыв о прочитанной статье:

Сергий и Герман Валаамские


Вам нравится статья? Пусть прочтёт и Ваш друг:

Вернуться к анонсу статей - Святые и чудотворцы


Интересуетесь? Почитайте и эти статьи...

Петр и Феврония Муромские-ò-Митрополит Петр-ò-Митрополит Алексей-ò-Димитрий Прилуцкий-ò-Сергий Радонежский-ò-Стефан Пермский-ò-Иосиф Волоцкий-ò-Солон-ò-Япония-ò-Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка-ò-Сведения о семействе брызгуновых-ò-Бирманская кошка-ò-Разговор двух англичан-ò-Обзор на игру Under the Ocean-ò-Афиша - последние статьи - страница 25-ò-

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Святые и чудотворцы Сергий и Герман Валаамские
   Не было еще ни одного мудрого человека, который хотел бы помолодеть. (Джонатан Свифт)

Сайт для любознательных - vmirezagadok.ru - Хочу всё знать - Сopyright © 2011 г.      автор: Navet       Правила

Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR vmirezagadok.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта - vmirezagadok.ru Crazymama. Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU